В процессе любой металлообработки возникают отходы, в число которых входят как частицы самого металла, так и сопутствующие примеси и загрязнения. Способ воздействия на металлическую поверхность определяет, какое количество лома и побочных продуктов остается после процедуры.
В перечень операций, относящихся к металлообработке давлением, входят волочение, прессование, ковка, штамповка. Обычно доля металлолома в таких производствах не превышает 25% от массы исходного сырья. Наиболее экономичный в этом плане способ — холодная штамповка, где доля отходов не выше 10%. Но даже в этом случае при значительных производственных мощностях вместе с металлическими частицами образуются тонны вторичных продуктов, таких как железная и цветная окалина. Также возникает большой объем шлака — продукта сгорания кокса.
Операции, которые относят к механообработке, следующие:
Объем остатков при данных способах не превышает половины от массы сырья. Во время резки основной лом — это стружка, опилки и абразивно-металлический шлам. При шлифовке образуется пыль, шлам и порошок металлического оксида. Пылевые частицы характеризуют по содержанию металла и по количеству примесей. Шлам включает в себя как сами остатки материала, так и нефтепродукты, смазочные и охлаждающие смеси, опилки.
К видам термического воздействия относят сварку, закалку, нагрев поверхности перед деформированием, термическое резание. Отходы обработки металла этими способами разделяют на три вида:
На больших металлургических заводах перерабатывание вторсырья производят там же. На мелких производствах остатки сдают в специализированные пункты.
Среднестатистическое производство дает примерно 20 тысяч тонн металлической стружки в год. Перерабатывают ее после брикетирования, так как прямая переплавка не удаляет ненужные и вредные примеси в виде воды, смазок, нефтепродуктов, шлама, пыли. Для разделения остатков создают специальную прессовочную линию из следующего оборудования:
Полученные брикеты в отличие от непереработанной стружки легче погружать в расплавленный металл. Также их проще и экономичнее транспортировать.